Образовательный проект «Хлеб всему голова»
Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад № 46
Образовательный проект
«Хлеб всему голова»
для детей 5-7 лет с ЗПР
Составила:
учитель-дефектолог Малиновская Л.В.
Калининград
2022
Наименование |
Проект |
Нормативно-правовое и программное обеспечение
|
1. Конвенция о правах ребенка; 2. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей; 3. ФЗ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; 4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; 5. Семейный кодекс РФ; 6. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОУ; 7. Программа развития ДОУ; 8. Адаптированная основная образовательная программа ДОУ. |
Разработчики проекта |
Малиновская Л.В., учитель-дефектолог |
Контактная информация |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад №46 Адрес: пер. Трамвайный, д. 52 Тел/факс: 64-20-33 e-mail:kldmadou_46@mail.ru |
Направление развития |
Творческое, познавательное, игровое |
Область интеграции |
Художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное, физическое |
Вид проекта |
Практико-ориентированный |
Тип проекта |
Практико-ориентированный |
Цель проекта |
Развитие представлений о профессиях у детей с ЗПР |
Задачи проекта |
1. Обогащение представлений о предметах и явлениях окружающего мира (различать и называть различные хлебобулочные изделия). 2. Расширение представлений о профессиях взрослых (пекарь, комбайнер, тракторист, продавец). 3. Воспитание уважения к труду взрослого. 4. Воспитание бережного отношения к хлебу. 5. Развитие приемов лепки у дошкольников с ЗПР 5-7 лет; 6. Развитие игровых навыков, навыков коммуникации. 7. Развитие лексико-грамматического строя речи (словообразование прилагательных от существительных: из пшеницы мука пшеничная, изо ржи мука ржаная). 8. Приобщение детей к устному народному творчеству и литературе. 9. Развитие творческих способностей воспитанников. 10. Развитие ВПФ (внимания, памяти, мышления). 11. Закрепление знаний о здоровом питании, о пользе хлеба в рационе детского питании, правил поведения за столом. 12. Развитие у детей инициативы, критичности, пытливости, самостоятельности. |
Участники проекта |
Воспитанники и педагоги группы развития №1 «Теремок» |
Продолжительность проекта |
Краткосрочный, с 31 октября по 25 ноября 2022 |
Обеспечение |
1. Методическая литература: Гаврина Т.И. «Пословицы, поговорки, потешки».- Ярославль. Академия развития. 1996. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М., Сфера. 2006. Лыкова А.И. Изобразительная деятельность в детском саду. М., Карапуз. 2007. Лыкова, И.А. Пластилиновый ежик. Азбука лепки. М., Карапуз, 2005. Лыкова, И.А. Лепим, фантазируем, играем. М.: Карапуз, 2004. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи с 4 до 7 лет. С - Пб. «Детство-пресс», 2006. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ. – М., Линка-пресс, 2010. Стребелева Е.А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии». - М. Владос. 2001.
2. Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/03/04/palchikovye-igry; http://logoportal.ru/paltsyi-uchat-govorit/.html; https://infourok.ru/kartoteka-zagadki-dlya-detey-pro-hleb-a-tak-zhe-vse-chto-s-nim-svyazano-1740922.html; http://www.alegri.ru/deti/sovety-dlja-mam/semeinaja-biblioteka/poslovicy-i-pogovorki-pro-hleb.html;
3. Материально-техническое оборудование: - пособия, обеспечивающие решение задач проекта; - мультипликационный фильм: «По секрету всему свету. Как получается хлеб», - баночки с мукой (пшеничная и ржаная);
|
База |
- групповое помещение; - кабинет учителя-дефектолога; - музыкально-физкультурный зал;
|
Ожидаемые результаты |
Воспитанники: - знакомятся с процессом изготовления хлеба; - учатся бережно относиться к хлебу; - получают представления о профессии комбайнера, пекаря; - расширяет представления о здоровом питании; - совершенствует навыки лепки; - в игровой форме развивает память, внимание, мышление; - совершенствует навыки поведения за столом; - ребенок приобретает социальный опыт; - получает положительные эмоции от творческой, коллективной деятельности, общения с персонажами; - делится впечатлениями с педагогами, родителями, сверстниками. Родитель: - активный и заинтересованный участник педагогического проекта; - имеет знания о познавательном развитии детей с ОВЗ; - сформирован навык позитивного общения с собственным ребенком; - использует рефлексию; - получает удовольствие от совместной деятельности с собственным ребенком; Педагог: - повышает профессиональную компетентность через аналитическую деятельность по теме проекта; - обогащает предметно-пространственную среду ДОУ (приобретение пластилина, оформление выставки детских работ, создание фотоальбома, создание книги детских рассказов); - обобщает и распространяет педагогический опыт. |
Список литературы
1. Гаврина Т.И. «Пословицы, поговорки, потешки».- Ярославль. Академия развития. 1996.
2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М., Сфера. 2006.
3. Лыкова А.И. Изобразительная деятельность в детском саду. М., Карапуз. 2007.
4. Лыкова, И.А. Пластилиновый ежик. Азбука лепки. М., Карапуз, 2005.
5. Лыкова, И.А. Лепим, фантазируем, играем. М.: Карапуз, 2004.
6. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи с 4 до 7 лет. С - Пб. «Детство-пресс», 2006.
7. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ. – М., Линка-пресс, 2010.
8. Стребелева Е.А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии». - М. Владос. 2001.
2. Интернет-ресурсы:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/03/04/palchikovye-igry;
http://logoportal.ru/paltsyi-uchat-govorit/.html;
https://infourok.ru/kartoteka-zagadki-dlya-detey-pro-hleb-a-tak-zhe-vse-chto-s-nim-svyazano-1740922.html;
http://www.alegri.ru/deti/sovety-dlja-mam/semeinaja-biblioteka/poslovicy-i-pogovorki-pro-hleb.html;
https://doshkolnik.net/fizkultminutka-pro-hleb.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zizni/2014/12/27/palchikovayaa-gimnastika-tema-khleb
https://doshkolnik.net/fizkultminutka-pro-hleb.html
СКАЗКИ О ХЛЕБЕ
«Ароматный хлеб» Автор сказки: Ирис Ревю
Жила-была в нашей слободе семья трудовая. Вот как-то все домочадцы поразъехались, остались в доме лишь бабка да внучок малой, Тимоша. Смышлёный мальчишка был.
Бабка вскоре уснула, а Тимоша за стол сел, поближе к хлебу ароматному.
В доме была тишина, лишь стук часов слышен. Тимоша тихонько говорит:
— Хлебушко, а ты откуда появился? Я на огороде был, тебя там не видел. Там
Картошка растёт, Морковь крепчает, Лук зеленеет, но тебя, и твоих
братьев-сестёр: Булочек, Батонов, Караваев я там не встречал. А я внимательно
смотрел. И в саду ты не появлялся. Там Яблоки, Сливы, Груши. Откуда ты к нам
пожаловал, Хлебушко?
— Я появился на свет там, где просторы бескрайние, солнце трудолюбивое, небо голубое, да дожди щедрые. А вырос я из маленького зёрнышка.
И Хлебушко стал рассказывать, как он был сначала росточком маленьким, потом колосом золотым. Хлеборобы его и ещё тысячи таких колосьев с налитыми зёрнами собрали, обмолотили, да на мельницу свезли. Из зёрен муку сделали, а уж из муки и хлеб испекли.
— Каким же долгим путём ты шёл, Хлебушко, прежде чем попасть на этот стол! — сказал Тимоша. – Я впредь ещё бережнее с хлебом обращаться буду. Хлеб достаётся большим трудом! Я только теперь это понял.
Литовская народная сказка «Как волк вздумал хлеб печь»
Однажды встретил волк в лесу человека и просит:
— Дай мне хлеба!
Человек дал. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк человеку:
— Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!
— Ладно, — согласился человек и начал учить волка.
— Сперва надо
вспахать землю…
— А когда вспашешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо рожь посеять.
— А когда посеешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет.
— А когда вырастет, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её убрать.
— А когда уберёшь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её смолотить.
— А когда смолотишь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо
испечь хлеб.— А когда испечёшь, можно есть?
— Можно.
Подумал волк, подумал и говорит:
— Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился
без хлеба, так, видно, и обойдусь.
Русская народная сказка «Как курочка хлеб испекла»
Жили - были курочка, мышка и тетерев.
Однажды курочка нашла на дороге пшеничное зёрнышко. Видно, кто-то вёз пшеницу на мельницу, и одно зёрнышко упало на дорогу.
- Я зёрнышко нашла! Пшеничное зёрнышко! - закричала курочка. Принесла она зёрнышко домой и говорит мышке и тетереву:
- Вот пшеничное зёрнышко. Надо его смолоть. Кто понесёт зерно на мельницу?
- Не я! - сказала мышка.
- И не я! - сказал тетерев.
Что поделаешь? Взяла курочка зёрнышко и понесла его на мельницу молоть. А мышка и тетерев побежали вслед за курочкой.
Смолола курочка зерно на мельнице и спрашивает:
- Кто муку домой понесёт? Ты, мышка? Или ты, тетерев?
- Не я! - сказала мышка.
- И не я! - сказал тетерев.
Взяла курочка муку и понесла домой. А тетерев с мышкой побежали за ней следом.
Принесла курочка муку домой и говорит:
- Кто тесто замесит?
- Не я! - сказала мышка.
- И не я! - сказал тетерев.
Замесила курочка тесто. И печку истопила. И сама тесто в печку поставила.
Хлеб вышел пышный да румяный. Положила курочка хлеб на стол и спросила:
-А кто хлеб есть будет?
Мышка с тетеревом скорее прыг на лавку.
- Я! - сказала мышка.
- И я! - сказал тетерев.
Шёл мимо петушок и зашёл к курочке в гости.
-О, какой хлеб румяный да пышный! - сказал петушок. - Кто его испёк?
- Я, - сказала курочка.
- А кто зёрнышко на мельнице смолол?
- Я, - сказала курочка.
- А кто зёрнышко на дороге нашел?
-Я, - сказала курочка.
- А кто мышку с тетеревом за стол пригласил? - спросил петушок и посмотрел на мышку и тетерева.
Стыдно им стало. Убежала мышка в свою норку, а тетерев в лес улетел.
Пальчиковые игры
Пальчиковая игра «Зерно»
текст |
движения |
В теплую землю вложил я зерно
Легкое, будто пушинка оно.
Зернышко-крошка лежало в земле,
Лежало, промокло, согрелось в земле.
Сначала набухло, потом проросло.
Тоненьким колосом в поле взошло. |
правой рукой вкладываем воображаемое зерно в раскрытую ладонь левой руки; покачиваем ладонью, как бы взвешивая зерно; округлые ладони прижимаем друг к другу, соприкасаясь пальцами и основаниями ладоней; большие пальцы ритмично прижимать, не отрывая оснований ладоней друг от друга; округлить ладони, потом поднять большие пальцы; поднять руки вверх, пальцы напряжены; |
Пальчиковая игра «Хлеб»
текст |
движения |
Муку в тесто замесили, А из теста мы слепили: Пирожки и плюшки, Сдобные ватрушки, Булочки и калачи – Всё мы испечём в печи. Очень вкусно! |
сжимают и разжимают кулаки; прихлопывают ладошками, «лепят»; поочерёдно загибают пальца обеих рук, начиная с большого;
обе ладошки разворачивают вверх; гладят живот; |
Пальчиковая игра «Хлебные изделия»
Текст |
Движения |
Бублик, Баранку, батон, И буханку Пекарь из теста испек спозаранку |
Большой палец поочередно образует круг с указательным, средним, безымянным и мизинцем. Имитация лепки хлеба |
Пальчиковая игра «Дождик»
Текст |
Движения |
Дождик, дождик, поливай!
Будет хлеба каравай. Будут булки, Будут сушки, Будут вкусные ватрушки! |
Указательным пальцем одной руки постукиваем по ладони другой. Соединять поочередно большой палец с указательным, средним, безымянным и мизинцем.
|
Динамические паузы и физкультурные минутки
Динамическая пауза «Мельница».
Текст |
Движения |
За
работу жернова,
|
Делаем вращательные движения: руки в стороны на уровне плеч, ладонями вниз. Вращательные движения кулачками пред грудью. Скользящие движения ладонь о ладонь, перед собой. Имитируют пересыпание муки из кулака в ладонь |
Динамическая пауза «Трактора».
Текст |
Движения |
Та-ра-ра, та-ра-ра, Выезжают трактора, Будем землю пахать,
Будем рожь засевать, Будем хлеб молотить, Малых детушек кормить. |
Руки согнуть в локтях и прижать к бокам. Делать мелкие притопы. Наклоняться вперёд, попеременные движения руками вперёд-назад. Имитация движения «сеятеля». Попеременные движения руками вверх-вниз. Имитируют качание младенца. |
Загадки
Отгадать легко и
быстро: |
Мы ржаные Кирпичи |
В кусочке сдобного теста Нашлось для начинки место, Внутри него не бывает пусто – Есть мясо или капуста. (Пирожок) |
Посмотри, какой глазок – Сверху виден творожок; Пирожкам она подружка. Отгадали - что?. .(Ватрушка) |
Белый хлеб продолговатый |
В день веселых именин Выпекают хлеб один, Поскорее называй Выпекают …. (Каравай) |
За лесом усатое море лежит, Волна за волною по морю бежит. Пройдет по волнам великан-пароход, И каждую каплю с собой заберет. (Комбайн) |
Из меня пекут ватрушки. И оладьи и блины. Если делаете тесто, Положить меня должны. (Мука) |
Встану я, когда вы спите, И муку просею в сите, До красна нагрею печь, Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекарь) |
Я пузырюсь и пыхчу, Жить в квашне я не хочу. Надоела мне квашня, Посадите в печь меня. (Тесто) |
Стихи о правилах поведения за столом
Медвежонок хлеб жевал, говорил с набитым ртом
Что? Не мог понять никто.
После взялся за компот - стол облил и весь живот!
Все над ним хохочут звонко, застыдили медвежонка
Ты не знаешь, за столом надо есть с закрытым ртом!
Не спеши, не говори, крошки на пол не сори
после встань из-за стола в шубе чистой, как была!
Пословицы и поговорки о хлебе
Без хлеба и медом сыт не будешь.
Без хлеба куска везде тоска.
Без хлеба сыт не будешь.
Был бы хлеб, а зубы сыщутся.
Была бы мука да сито, и сама б я была сыта.
Голодной куме все хлеб на уме.
Горькая работа, зато сладок хлеб.
Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.
Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так везде тоска.
Калач приестся, а хлеб никогда.
Покуда есть хлеб да вода — все не беда.
Пот по спине — так и хлеб на столе.
Хлеб на стол, и стол — престол.
Хлеба ни куска, и стол — доска.
Хлеб наш насущный: хоть черный, да вкусный.
Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба не прожить.
Анкета для родителей «Хлеб всему голова»
1. Любит ли ваш ребёнок хлеб?
А) Да
Б) Нет
В) Не очень
2. Какой хлеб он больше любит: черный или белый?
А) Черный
Б) Белый
3. Как часто ваша семья покупает хлеб?
А) Каждый день
Б) Через день
В) Один-два раза в неделю
4. Как вы считаете, хлеб полезен или вреден?_________________________
5. Сколько хлеба вы покупаете?_____________________________________
6. Что вы делаете с оставшимся хлебом?______________________________
А) Весь доедаем
Б) Делаем сухарики, блюда из чёрствого хлеба
В) Убираем до следующего раза
Г) Собираем крошки, остатки и кормим птиц, домашних животных
Д) Выкидываем
7. Беседуете ли Вы с ребенком на тему «Как хлеб в дом пришел?»_______
_________________________________________________________________
8. Какая выпечка нравится вашему ребёнку?________________________
__________________________________________________________________
9. Ваше любимое семейное блюдо из муки или чёрствого хлеба
(пожалуйста, напишите название или рецепт)______________________
________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________