Проектная деятельность


Проект "Я люблю свою лошадку!" для детей с ОВЗ 5-7 лет.

В МАДОУ д/с №46 реализуется проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Для Вас, воины-разведчики!"
Детский сад заключил договора с организациями, участвующими в совместном проекте по патриотическому воспитанию дошкольников:

Договор с Представительством "Союза ветеранов военной разведки"

Договор с Фондом ветеранов спецназа и участников боевых действий "Парусник" им. контр-адмирала Захарова Г.И.

Проект «Для Вас, воины-разведчики»  (2 года 2017 – 2019 гг.)

 Наименование

Проект

Нормативно-правовое и программное обеспечение

 

 

 

 

 

 

1.     Конвенция о правах ребенка;

2.     Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;

3.     ФЗ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

4.     Закон ФЗ «Об образовании в РФ»;

5.     Семейный кодекс РФ;

6.     Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОУ;

7.     Программа развития ДОУ;

8.     Адаптированная  основная образовательная программа для детей с ТНР, ЗПР.

Разработчики проекта

 

Зам. заведующего Ю.Г.Белобородова

Инструктор по физической культуре

 А.С. Курмашева

Контактная информация

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад №46

Адрес: пер. Трамвайный, д. 52

Тел/факс: 64-20-33

e-mail: madouds046@eduklgd.ru

Образовательная область

 

«Познавательное развитие», «Физическое развитие»

 

Область интеграции

«Речевое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие»

Вид проекта

 

Познавательный

Тип проекта

 

Информационно-практико-ориентированный

Цель проекта

Цель: теоретически обосновать и апробировать на практике структурно-содержательную модель по формированию начал патриотизма и гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в ОВЗ в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения.

 

Задачи проекта

 Для детей: 

Ø    способствовать воспитанию у каждого ребенка нравственно-патриотических чувств  к Родине, ветеранам войны, воинам российской армии. Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищает родину;

Ø расширить знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны;

Ø развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, интеллект ребенка, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность, навыки взаимоотношений с взрослыми;

Ø способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о ветеранах; 

Ø воспитывать коммуникативные навыки, дружеские взаимоотношения.

Для родителей:

Ø способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей в воспитании гражданственности и патриотизма;

Ø привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя совместную деятельность по созданию поделок и другие форм работы;

Ø стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах;

Для педагогов:

Ø обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;

Ø создать условия для самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;

Ø пополнить   методический, дидактический и наглядный материал.

Участники проекта

Администрация, специалисты: инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, учитель-логопед, учитель-дефектолог,  педагог – психолог, воспитатели, родители, воспитанники  групп развития №4, № 1, партнеры в договорных отношениях.

Продолжительность проекта

 

Долгосрочный  (2 года 2017 – 2019 гг.)

 

Обеспечение

 Методическая литература:

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации.– М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.

2.Е.Ю.Александрова «Система  патриотического воспитания в ДОУ» - Волгоград: Учитель, 2007.

3.Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение.2007.

4.Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений.– М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.

5.Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному: нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам . – М.: Учебная литература, 2008

6.М.Б.Зацепина «Дни воинской славы» - М: Мозаика – синтез, 2010.

7.Л.А.Кондрыкинская «Дошкольникам о защитниках Отечества» - М: ТЦ Сфера, 2005.

8.А.И.Колобанова «Герои дней воинской славы» - Волгоград: Учитель, 2012.

9.Н.Н.Леонова «Живая память России» - СПб: ООО

10.Н.В.Микляева «Музей в детском саду» - М: ТЦ Сфера, 2011.

11.Нечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду: для педагогов дошкольных учреждений/ В.Г. Нечаева, Т.А. Макрова – М.: Просвещение, 1984.

12.Т.А.Шорыгина «Беседы о детях – героях В О войны» - М: ТЦ Сфера,2011.

Интернет-ресурсы:

u-sovenka.ru Урок рисования №5. Рисование песком – Песочное шоу в домашних условиях!

Материально-техническое оборудование:

Сенсорная комната

Пособия, обеспечивающие решение задач проекта:

- световой модуль для рисования песком;

- карта России;

- иллюстрации;

- индивидуальные зеркала;

- художественная литература;

- дидактические игры;

- аппаратура для видеосъемки;

- музыкальное обеспечение:

Песни: «Священная война»  (муз. А. Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача), «В землянке» (муз. К Листова, сл. А. Суркова), «Вечный огонь» (муз. А. А.Филиппенко, сл. Д.Чибисова), «Миру-мир» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой)

Танцы: «Россиночка», «Армейский танец», «Российский Флаг», на степ - платформе «Ты морячка, я моряк»,

«Спецназ», морской  танец « Иван Купала»

База

Музыкально-физкультурный зал, кабинет учителя-логопеда, кабинет учителя-дефектолога помещения группы развития №4 «Буквоежки», группы развития № 1 «Теремок», сенсорная комната

Ожидаемые результаты

Воспитанник:

Ø сформированность  представлений  о солдатах, защищавших Родину, о российской армии, об истории  праздников 23 февраля, 9 мая.

Ø сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта;

Ø сформированность нравственно-патриотических чувств и гражданственности через музейные занятия (мини-музеи детского сада: «Русская изба», «Моя Родина-Россия», «Для Вас, воины-разведчики»; музеи города Калининграда: Музей Янтаря, КОИХМ, Музей Мирового океана, Музей Фридланские ворота)

Ø повышение познавательной  активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду;

Ø инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги  военной техники, проявление творчества и детальности в работе;

Ø возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания по теме, поучаствовать в  конкурсах и развлечении, представить свои рисунки, поделки.

Родитель:

Ø активный и заинтересованный участник педагогического проекта;

Ø сформирован навык позитивного общения с собственным ребенком;

Ø получает удовольствие от совместной деятельности с собственным ребенком;

Педагог:

Ø повысил профессиональную компетентность в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);

Ø систематизировал и повысил качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности;

Ø обогатил предметно-пространственную среду ДОУ (оформление выставки; папка иллюстраций)

Ø обобщил и распространил педагогический опыт в использовании нетрадиционных изобразительных технологий,  электронных образовательных ресурсов.

 

Мероприятия по реализации проекта

«Для Вас, воины-разведчики»

 

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Организационный

 

1.Провести Анкетирование родителей на тему: «Патриотическое воспитание»;

2.Ознакомление педагогов и  родителей с целями и задачами  проекта,  убедить их в необходимости помощи, серьёзного отношения к исследованиям детей.

3.Составление перспективного плана по реализации проекта.

4.Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам нравственно – патриотического воспитания детей.

5.Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы.

6.Оформление выставки работ детей и родителей на военную тематику.

7.Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы.

 

8.Выбрать форму получения информации (экскурсия, беседа, творческая деятельность, просмотр слайдов и документальных фильмов и т.д.)

9.Определить наиболее интересные темы для детей.

10.Разработка   сценария досуга, праздника.

11.Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

12.Выяснить, какие улицы города названы в честь героев ВОВ.

13.Организация самостоятельных детских исследований, направленных на получение знаний об истории страны и её символике, о борьбе русского народа против захватчиков.

14.Пополнение материальной базы проекта в методическом кабинете, кабинете учителя-логопеда, группе,  (методические рекомендации, подборки иллюстраций, стихов, загадок, презентация, электронная версия беседы, дидактические игры) 

Сентябрь

2017

 

Сентябрь

 

 

 

Сентябрь

Октябрь

В течение проекта

Сентябрь - май

 

Ноябрь

Февраль

Май

2017,

2018,

2019

 

В течение проекта

 

Сентябрь

Октябрь

 

 

В течение проекта

 

Октябрь

 

 

В течение проекта

 

 

 

В течение проекта

Инструктор ФК

 

 

Зам.заведующего

Инструктор ФК

 

 

Зам.заведующего

  Инструктор ФК

 

 

 Инструктор ФК

Все специалисты

Воспитатели

 

 

 

Инструктор ФК

Воспитатели

 

 

 

Инструктор ФК

Все специалисты

Воспитатели

 

 

 

 

Инструктор ФК

Все специалисты

Воспитатели

 

 

Воспитатели

 

 

 

 

Зам. заведующего

Воспитатели

Инструктор ФК

Основной

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

Работа с детьми:

Ø знакомство детей с пособиями в темной сенсорной комнате;

Ø рисование на тему: «Я рисую мир», «Славный День Победы» 

Ø дидактические   игры по теме проекта « Что нужно артиллеристу?», «Кем я буду в Армии служить?», « Отгадай военную профессию» и т.д (Приложение  1);

Ø разучивание стихотворений о войне, прослушивание песен военной тематики

(Приложение 3);

Ø чтение художественной литературы по теме;

Ø отгадывание загадок (Приложение 4 );

Ø конкурс чтецов  «Этот день мы приближали, как могли…»

Ø беседы на темы: Электронная версия «У войны недетское лицо…»,

Ø серия бесед: «Они сражались за Родину», «Их именами названы улицы»,  «Награды Великой Отечественной войны» и др.

Ø сотрудничество с музеями.

Ø знакомство детей с ВОВ через изобразительное искусство.

Ø знакомство детей с орденами и медалями ВОВ. 

Ø просмотр презентаций по данной теме.

Ø просмотр иллюстраций «Военная техника на боевом посту», о родах войск, фотографий, зарисовок.

Ø заучивание  пословиц и поговорок.

Ø ручной труд «Бескозырка, пилотка, бинокль»  и т.д

Ø досуговые мероприятий по теме проекта.

Ø подвижные игры и упражнения  «Защита Границы», « Самолеты», «Танки», « Лошадки» «Салютики», «Водрузи знамя» и др. (Приложение 2 )

Ø экскурсии на  «1200 гвардейцев», «Воинам-разведчикам»

Работа с родителями:

Ø анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом патриотического воспитания детей.

(Приложение 6)

Ø консультации «Как рассказать ребёнку о ВОВ 1941 – 1945 годов?», «Эхо прошедшей войны».

Ø просмотр фильмов о войне вместе с детьми.

Ø прослушивание музыкальных произведений на военную тематику.

Ø привлечение родителей к организации выставки стенгазет, макетов, поделок о войне.

Ø участие в выставке совместных рисунков и поделок о войне.

Ø поездка с детьми к памятным местам Калининградской  области, посещение музеев, возложение цветов к Вечному огню.

Ø оформление информационного уголка «Солдаты – победители ВОВ», «День Победы».

Ø спортивный праздник и досуг на военную тематику.

Ø приглашать родителей рассказать о своём человеке – участнике боевых действий.

Ø оформление уголков в каждой группе по патриотическому воспитанию.

Пополнение предметно-развивающего пространства проектирования:

Ø подборка литературы;

Ø оформление подборки иллюстраций;

Ø оформление мини-музеев новыми экспонатами;

Ø методические разработки, сценарии праздников, развлечений, досугов; (Приложение 5)

Ø создание дидактических игр по теме проекта на все возрастные группы;

Ø приобретение пособий по нравственно-патриотическому воспитанию;

Ø приобретение костюмов для выступлений по теме проекта.

 

 

Сентябрь – май

 

2017 г

2018 г

2019 г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь – май

 

2017 г

2018 г

2019 г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течении проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь

 

 

 

 

Апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение проекта

 

Педагог - психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструктор ФК

Воспитатели

Специалисты

 

 

 

 

Инструктор ФК

Воспитатели

Специалисты

 

 

 

 

 

 

 

Инструктор ФК

Воспитатели

Специалисты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструктор ФК

Воспитатели

Специалисты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструктор ФК

Воспитатели

Специалисты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструктор ФК

Воспитатели

Специалисты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговый

Ø Просмотр мультимедийных  презентаций «Для Вас, воины-разведчики» по итогам каждого учебного года.

Май

2017,

2018,

2019.

 

Инструктор ФК

Воспитатели

Ø Выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми в самостоятельной и совместной с родителями деятельности

Ноябрь

Февраль

Май

 

 

Инструктор ФК

Воспитатели

Ø Музыкальные  развлечения  совместно с родителями и ветеранами разведчиками « Этот День Победы», «Миссия выполнима», «Как Баба - Яга  внука  в армию провожала», съемка телеканала «Каскад», награждение МАДОУ №46 медалью от воинов-разведчиков.

В течение проекта

 

Инструктор ФК

Муз. руководитель

Ø Экскурсия по местам боевой Славы и возложение цветов.

Ноябрь

Май

Заведующий

Зам.заведующего

Инструктор ФК

Воспитатели

Специалисты

 

 

Заведующий МАДОУ д/с №46                              О.В.Трифонова

Приложение 1

 

Дидактические   игры.

                            Дидактическая игра «Назови пословицу»

Цель: закрепить знание детьми пословиц о солдатах, военном долге, о Родине, воспитывать интерес к русскому фольклору.

Каждый ребенок, к которому в руки попадает мяч, вспоминает и проговаривает пословицу о смелости, силе, отваге, объясняет ее значение.

«Сам погибай, а товарища выручай»,

«С родной земли — умри, не сходи»,

«За край свой насмерть стой»,

«За правое дело стой смело»,

«Жить - Родине служить»,

«Счастье Родины - дороже жизни»,

«Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет».

                                 Дидактическая игра «Раньше и теперь»

Цель: закреплять знания детей об истории России и укладе жизни наших предков; знакомить детей с предметами старины; учить находить аналог в современном мире; воспитывать интерес к прошлому нашей страны;   развивать речь, логическое мышление дошкольников.

Оборудование: 10 карт формата А4 с изображением предметов старины и современного мира; Картонные кружочки диаметром 4 см двух цветов: синие и красные.

Играют от 2 до 10 игроков. У каждого игрока по одной большой карте с изображением предметов старины и предметов современного мира; картонные кружочки двух цветов. Роль ведущего выполняет воспитатель. Детям предлагается закрыть красными кружками картинки с изображением предметов современной жизни; синими кружками закрыть картинки с изображением предметов старины. Рассмотреть предметы современного мира, изображенные на открытых картинках; дать им правильное название и объяснить их назначение.

                                          

Дидактическая игра «Защитники Отечества»

Цель:   закреплять знания детей о разных родах войск Российской армии;   закреплять знания об особенностях военной службы и необходимых условиях для ее успешного прохождения; воспитывать чувство гордости за защитников Отечества;развивать речь, умение классифицировать предметы.

Оборудование: 9 карт формата A3. В центре каждой карты изображение солдата различных родов войск (летчик, артиллерист, десантник, моряк, подводник, танкист, пограничник), а также ветеран Великой Отечественной войны. Свободное пространство вокруг воина разделено на 6 квадратов. Раздаточные карточки, на которых изображены различные предметы и события военной тематики (танк, пушка, автомат, бинокль, бескозырка, корабль, планшет, парад, Вечный огонь и т.д.).

В игре могут принимать участие от 1 до 9 детей. Ведущий (воспитатель или ребенок) раздает участникам игры большие карты, маленькие карточки перемешивает между собой и по одной показывает детям. Задача детей — определить принадлежность показываемого предмета или события представителю тех или иных родов войск, аргументировать свой ответ. Если ребенок ответит правильно, он получает маленькую карточку и закрывает ею пустой квадрат на большой карте. Игра продолжается до тех пор, пока все маленькие карточки не будут розданы.

                                  Дидактическая игра «Великие люди России»

Цель: закрепить знания детей о великих соотечественниках; учить подбирать к соответствующему портрету необходимые предметы, которые относятся к данному человеку, его виду деятельности;   воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому России, гордость за великих соотечественников и их достижения;   развивать речь и логическое мышление дошкольников.

Оборудование: 11 карточек (25x20 см) разного цвета, на которых в центре изображены портреты: А.В. Суворова, М. И. Кутузова, И. Н. Кожедуба, А. П. Маресьева, А.М.Матросова. Под каждым портретом — по 3 свободных белых кружка.

В игре могут принимать участие до 11 детей. Воспитатель раздает большие карты, на которых изображены портреты великих людей. Показывает детям маленькие карточки-кружочки, где нарисованы предметы, характерные для того или иного вида деятельности. Воспитатель предлагает детям определить, какому из исторических персонажей, изображенных на портретах, подойдет этот предмет, и объяснить почему. Ребенок, который правильно ответил на вопрос, забирает карточку себе и закрывает ею кружок под портретом. Игра продолжается до тех пор, пока все кружки на картах не будут закрыты.

Дидактическая игра «Кем я буду в Армии служить?»

Задачи: Закрепить знания детей о военных профессиях; развивать воображение; воспитывать гордость за нашу Отчизну.
Ход игрыеред детьми располагают картинки или фотографии с изображением оружия, техники, предметов и атрибутов, используемых военными. По тому выбору, что сделал ребёнок, следует определить военную профессию. 
Назвать в каких войсках хочет служить ребёнок, когда вырастет.

 

Дидактическая игра «Кто защищает наши границы»

Задачи: Закрепить знания детей о военном воздушном, сухопутном, морском транспорте; развивать познавательную активность; воспитывать патриотов своей страны.
Ход игры. На карте России воспитатель показывает границы нашей страны. Обращает внимание детей на то, что границы проходят не только по суше, но и по воде. Уточняет, что по воздуху пересекать границу тоже нельзя. Дети отвечают на вопросы воспитателя относительно того, на каком виде военного транспорта охраняют границы. Обосновывают свой ответ. Например, если враг нападёт с моря, границу защитят военные корабли, катера. Если угроза на суше, то на страже стоят танки, пушки, военная техника.

 

Дидактическая игра «Составь карту»

Задачи: Закреплять знания детей о карте России; развивать зрительную память; воспитывать гордость за нашу Родину.
Ход игрыля проведения игры требуется предварительная работа по ознакомлению дошкольников с картами России, области, города и т.д.
Цветную физическую карту России формата А4 разрезают на 6-8 частей (в зависимости от возраста детей). Предлагается составить из частей целую карту страны. Усложнение: собрать карту на время.

 

Дидактическая игра «Отгадай военную профессию»

Задачи: Закрепить знания детей о военных профессиях (танкист, военный лётчик, артиллерист, пограничник и др.); развивать наблюдательность, память; воспитывать любовь к Родине.
Ход игры. Ведущий (ребёнок) описывает представителя одной из военных профессий. 
Дети должны определить по характерным особенностям, кого загадал ведущий. Кто отгадал первым, становится ведущим.

 

Дидактическая игра «Соберём картинку»

Задачи: Закрепить знания детей о военном транспорте; развивать мелкую моторику рук; воспитывать гордость за нашу Армию.
Ход игры. Детям предлагаются разрезные картинки танка, военного самолёта, военного вертолёта, военного катера, подводной лодки, военной машины.
Предложить собрать из частей целое изображение. 
Варианты игры: дети собирают из частей целое изображение в паре, составляют целое из частей на время, на скорость.

 

Дидактическая игра «Как прадеды мир отстояли»

Задачи: Закрепить понятия: водный, наземный, воздушный военный транспорт; развивать зрительное и слуховое внимание; воспитывать чувство гордости за наших прадедов, которые отстояли мир для нас.
Ход игры. Ребёнок выбирает картинку с изображением военной профессии. В соответствии с выбранной профессией подбирает военный транспорт. Далее в соответствии с выбранным военным транспортом «встаёт» на границе нашей страны. Например, профессия – военный моряк, транспорт – военный катер, граница – морская акватория.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  2

 

Игра «Вертолёты».

Дети делятся на две команды. По залу разложены два обруча, в каждом обруче стоит флажок под цвет обруча (красный, синий или др. цветов) – обозначающий ангар. Детям раздается по две ленты на кольцах одного цвета. Цвета лент соответствуют цвету флагов и обручей. По сигналу воспитателя: «К полету готовься!» дети заправляют вертолёты (наклоняются, заводят мотор (кружат руками перед грудью). По команде: «Взлетаем!» берут ленты за кольца, поднимают руки вверх и летят (разбегаются в разные стороны). По команде «На посадку!» летчики ведут вертолеты и приземляются в свой ангар. Во время следующего полета, воспитатель незаметно меняет флажки в обручах. Те дети, которые приземлились в чужой ангар, выбывают из игры. Побеждает та команда, которая быстро займет свой ангар в полном составе или с наименьшей потерей лётчиков.

Подвижная игра «Сапер»

По залу разбросаны шары двух цветов (мины). Напротив каждой команды стоит корзина. По сигналу «Собрать мины» каждая команда собирает шары своего цвета. Побеждает та команда, которая быстрее соберет шары.

Подвижная игра «Снайпер»

Дети делятся на две команды. Каждая команда выстраивается в свою шеренгу и попадает снарядами (катать мяч) в цель (сбивают кегли). Побеждает команда, которая раньше собьёт все кегли.

Подвижная игра «Тоннель»

Все участники обеих команд выстраиваются парами лицом друг к другу, берутся за руки и приседают. Последняя пара пролезает в тоннель на животе (как разведчики) и выбираются на свободу. Дети, образующие тоннель задевают разведчиков руками по спине, щекочут, слегка постукивают. И так в тоннель пролезают по очереди все участники игры.

Подвижная игра «Самолёты»

По команде воспитателя «Заводим моторы!» - дети делают вращательные движения руками перед грудью. При команде: «Самолёты летят» дети разводят руки в стороны (как крылья у самолёта) и бегают врассыпную. По сигналу воспитателя: «На посадку!» - дети садятся на скамейку.

Подвижная игра «Танки»

На полу в центре зала лежат обручи – танки, по количеству на один меньше, чем детей. Под музыку дети бегают вокруг обручей. Как закончилась музыка, каждый участник торопится занять место в «танке» (становится в обруч). Тот, кому не хватило «танка» (обруча, выходит из игры. После чего убирают один обруч. Игра продолжается до тех пор, пока не останется два игрока и один обруч.

Подвижная игра «Лошадки»

Дети делятся на две группы: одни изображают «лошадок», другие – «конюхов». Каждый «конюх» имеет «вожжи» - скакалки. По сигналу воспитателя «конюхи» ловят «лошадок», «запрягают» их (надевают «вожжи»). По указанию воспитателя дети могут ехать (бежать в паре) тихо, рысью или вскачь. Через некоторое время «лошадей» распрягают и выпускают на луг, «конюхи» садятся отдыхать. Через 2-3 повторения игры дети меняются ролями. В игре дети чередуют движения: бегают, подпрыгивают, ходят шагом и т. п. Можно предложить разные сюжеты поездок: на скачки, за сеном, в лес за дровами. Если «конюх» долго не может «поймать» какую-либо из «лошадей», другие «конюхи» помогают ему.

Подвижная игра «Моряки и акула».

Моряки купаются, бегают по всему залу! Не толкаемся! Плывёт акула, все на корабль! (3-4 раза).

Хороводная игра «В Армии служат разные войска».

Дети стоят в кругу. Воспитатель даёт команды, дети выполняют соответствующие им движения:

В Армии служат моряки (руки друг другу на плечи, качаются из стороны в сторону как волны);

В Армии служат солдаты (маршируют на месте);

В Армии служат кавалеристы, конные войска (скачут как лошадки);

В Армии служат лётчики (заводим мотор);

В Армии служат танкисты (садятся на корточки вытягивают руки с сомкнутыми ладонями вперёд – танк).

 

 

 

 

 

Приложение 3


                      Стихотворения

 

Военные игрушки.

У меня есть танк и самолет,
Есть ещё - зенитка, вертолёт,
Шашка, щит и меч, и пистолет,
Автомат и даже - арбалет.
Это лишь военные игрушки,
Чтоб играть с братишкою в войнушку.
Мирной моей Родине - России,
Храбрые защитники нужны,
И когда я вырасту мужчиной
Буду я защитником страны!

 

Лётчик
Лётчик управляет самолётом,
Может вертолётом управлять,
Он стальную птицу может в небо
По команде попросту поднять.

Парашютист
Что за точка в ясном небе?
Отделяясь от самолёта,
Увеличилась в размере,
Человек отважный, кто ты?
  

Разведчик

 

В небе не орёл парит -
К нам парашютист летит!

О танкистах
Кто железным танком управляет?
Экипаж танкистов - каждый знает,
В дуло не заправили заряд,
Не на фронт ведь едут - на парад!

Про моряков.

У него на ленте якорь – погляди!
Полосатая тельняшка на груди!
Брюки к низу очень широки,
Это люди моря - моряки!

Артиллерист
Стальной зениткой управляет
Артиллерист успешно.
В неё ракеты заряжает
Учебные, конечно.

Пограничник
Пограничник охраняет 
Рубежи Отчизны,
Долг военный исполняет
Ради мирной жизни!

 


Разведчик, ты парень не промах!
Всегда будь таким боевым.
Настигли в роскошных хоромах
Поздравленья тебя с огневым.
Разведка — глаза и уши.

Всех воинов, как ни крути.
За то, что не бил ты баклуши
Открыты сейчас все пути.

 

 

Военный разведчик,
Ты — смелый мужчина,
Такие, конечно,
Нам необходимы,
Но пусть не случится.

Вновь страшной войны,
Я мира желаю.

Для нашей страны!

 

 

 


                        Приложение 4

 

Загадки    



Ползёт черепаха — 
Стальная рубаха, 
Враг — в овраг, 
И она, где враг.
(Танк)

Он на гусеницах мчится,
Только он не трактор.
В бой пойдет - и пригодится
Фронтовой характер.
И не плавится в огне
Крепкая броня.
Только бой не на войне –
В детской у меня.
(Танк)

Под огнём, под пулями напрямик. 
Всю войну прошел наш ...
(Броневик)


Брызжет огнём, 
Гремит, что гром.
(Пушка)


На горе-горушке 
Стоят старушки, 
Если охнут, 
Люди оглохнут.
(Пушки)


Эта пушка не стреляет, 
Камни далеко метает, 
Нет в мире крепостей, 
Устоявших перед ней.
(Катапульта)

 


Имя девичье носила.

И врага огнём косила, 
Вражьи  замыслы поруша, 
Легендарная ...
(«Катюша»)


«Девушка» ходит,
Песню заводит, 
Враг услышит — 
Сразу не дышит.
(«Катюша»)

 

Смело в небе проплывает
Обгоняя птиц полет
Человек им управляет
Что такое? 
(Самолет)


Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю
Отправляется в полет
Наш Российский … 
(Вертолет)


Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном …
(Корабле)


День и ночь ведёт дозор…
В море бдительно …
(Линкор)

 




Приложение 5

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад №46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий спортивного праздника,

посвященного Дню Защитников Отечества

«Как Баба-Яга внука в армию провожала»

Группа развития №1,4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила:

Инструктор ФК

Курмашева А.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г. Калининград

Сценарий спортивного праздника, посвященного Дню Защитников Отечества «Как Баба-Яга внука в армию провожала»

Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Программное содержание:

1. Создать праздничное настроение у детей.

2. Предоставит детям возможность применять двигательные навыки и умения, приобретенные на физкультурных занятиях.

3. Формировать у дошкольников потребность в двигательной активности.

Оборудование: иллюстрации военной техники – танк,  самолёт, военный корабль, подводная лодка, жёлтый кружок, 10-12 лучиков – два комплекта; канат; два обруча с подвешенными самолетами из бумаги ; два туннеля.

 

Ведущий. Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы отметить праздник Российской армии – День защитника Отечества. Это день нашего уважения всем поколениям российских воинов, от древних времен до сегодняшнего дня, мужественно защищавших родную землю от захватчиков. В этот самый "мужской" день представители мужского пола, от мальчишек до пожилых мужчин, принимают поздравления и подарки, а военнослужащие заслуживают самых искренних поздравлений - ведь у них очень важная и почетная профессия - защищать Родину.

В зал входит печальная Баба Яга.

Ведущий. Посмотрите, ребята, кто это к нам пожаловал?

Дети. Баба Яга

Ведущий. Ребята, поздороваемся с нашей гостьей.

Дети приветствуют Баба Ягу!

Баба Яга. Здравствуйте, ребятки!

Ведущий. Бабушка Яга, почему вы такая грустная?

Баба Яга. Со мной такая беда приключилась – сынок мой Лешенька в армию собрался идти. Уж и отговаривала я его и богатств разных обещала, и отдых в иностранной стране, а он уперся и твердит свое: «Хочу в армии служить». Пришлось согласиться. А он у меня такой непутёвый, такой неприспособленный. Как он служить будет? Ой, горе горькое!

Ведущий. Где же он у вас?

Баба яга. Давайте позовём его. Он как имя своё услышит – вмиг явится.

Дети. Леша! Леший!

(Входит Леший)

Леший. Я туточки! Здравствуй, бабуля! (чмокает её в щёчку.)

Здорова, ребята!

Баба Яга. Вот он – мой внучок. Я ведь его готовила к армии – книжки читала, картинки показывала. Да не идёт ему наука впрок. Внучок, устроим тебе экзамен, смотри внимательно и думай. Готов?

Леший. Готов, бабуля!

Баба Яга. Сынок, что это? Отвечай!

Баба Яга показывает Лешему иллюстрации боевой техники. Леший отвечает невпопад. Дети его поправляют.

Ведущий. Да, ну и знания у вашего сыночка. Да и вид совсем не спортивный. В армию берут здоровых, сильных ребят, которые дружат с физкультурой.

 

Баба Яга. (Вздыхает) Ой, правду говоришь. Тяжело придётся моему Лешенке на военной службе.

Ведущий. Но ведь недаром говорится, что тяжело в ученье – легко в бою. А помогут вам в учении наши спортивные ребята.

Сейчас мы из вашего Лёши сделаем настоящего солдата. Со всеми заданиям солдат должен справляться быстро и ловко, что мы сейчас и проверим. Начинаем тренировку. Легче служить солдату, когда на небе солнышко светит.

Мы солнышку поможем лучики во все стороны протянуть.

1. Эстафета «Солнышко»

Участвуют две команды по пять человек. Дети берут в руки по солнечному лучику. На расстоянии 4-5 метров от команд на пол кладётся жёлтый кружок. Участники по очереди подбегают к кругу и прикладывают к нему свои лучики. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание. Леший повторяет задание

Баба Яга. Тренируйся, сынок, больше, ещё лучше получится.

Ведущий. Кстати, насчёт тренировки. Предлагаю устроить разминку.

Леший. А это ещё что такое?

Ведущий. Это значит, будем мышцы укреплять, развивать, чтобы они становились крепкими.

2.Разминка « Яблочко».

Лещий. (Сгибает руку в локте, сжав пальцы в кулак). Смотри, бабуля, сколько я силы накопил.

Баба Яга. Вот что значит тренировка!

Лещий. Да я… Я, наверно, бабуля, теперь тебя сильнее.

Баба Яга. Да ну тебя! Расхвастался! Яйца курицу не учат!

Леший. Давай силой мериться – вот и проверим, кто сильнее!

3.« Армреслинг»

Лещий. И ты, бабуля, сильная, и я сильный тоже стал.

Баба Яга. (Гладит его по голове). Молодец, молодец!

Ведущий. Боец всегда выручит в беде другого бойца. А ещё у бойца есть верный друг– это его лошадь. И следующая эстафета называется «скачки».

4. Эстафета «Скачки»

Команды скачут на фитболе, преодолевая дистанцию, огибает стойку и возвращается к команде

Лещей берет фитбол и показывает свое мастерство.

Ведущий. А вы знаете, в каких военных профессиях нужна меткость? (чтобы бросать гранаты, морякам на кораблях, летчикам, артиллеристам) .

А еще очень важно уметь сбивать вражеские самолеты, чтобы они не бомбили города, это задача артиллеристов и их пушек.

5. Эстафета «Артиллеристы»

Вот и вам предстоит сбить вражеский самолет и почувствовать себя героями

(вражеский самолет из бумаги подвешен в середине обруча, снаряды – маленькие мячи)

Ведущий. Лешенька, подумай и скажи, что должен уметь настоящий солдат?

Леший. Чего тут думать-то? Спать, конечно. Даже поговорка такая есть: солдат спит – служба идёт. Я дома спать ложусь в 9 часов, сразу после передачи «Спокойной ночи, малыши! », а встаю в 12 часов дня.

Ведущий: нет, Леший, ты ошибаешься. Настоящий солдат должен уметь быстро одеваться. И следующее задание называется «Оденься быстрей»

5. Эстафета «Оденься быстрей».

(на стульчиках развешены воротничок пилотка, дети быстро одеваются под музыку)

Баба Яга: Вот видишь сынуля, что для солдата главное.

Ведущий. Права твоя бабушка. И вообще, солдат спит мало и никогда не спит на посту.

Баба Яга, (растроганно). Лешенька, ты скоро совсем будешь готов идти в солдаты.

Леший. Стараюсь, Мамуля!

Ведущий. Ну, вот и последнее соревнование: нужно доставить в штаб пакет с донесением.

5. Эстафета «Доставь пакет»

Ребенок должен проползти через тоннель. Оббежать вокруг стойки и вернуться с ним обратно к месту старта. Последние игроки выполняют задание с пакетами и отдают их Ведущему.

Ведущий. (раскрывает первый пакет а там письмо). «Поздравляем Лешего со вступлением в ряды нашей доблестной армии. Ура!

Баба Яга надевает на голову Лешего солдатскую пилотку.

Баба Яга. Иди, мой родной! Будь достоин славы русских воинов! А я писем от тебя ждать буду.

Леший. Я тебе, бабуля, часто писать буду. Ещё и фотографии пришлю.

Нам пора проводить Лешеньку в армию.

Звучит фонограмма марша «Прощание славянки». Дети прощаются с гостями.

 

 

Список литературы:

1. Картушина М. Ю. Праздники для детей и взрослых: Сценарии для ДОУ-М. :ТЦ Сфера, 2007.-320с. (Вместе с детьми)

2. Луконина Н., Чадова Л. «Физкультурные праздники в детском саду» Москва. «АЙРИС-ПРЕСС» 2003.

 

 

 

 

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад №46

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спортивно -  развлекательно-игровая программа  для детей

групп развития №1, №4.

«МИССИЯ ВЫПОЛНИМА!»

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                              Составила:

Инструктор ФК

А.С. Курмашева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Калининград

 

«МИССИЯ ВЫПОЛНИМА!»

      

Цель: Воспитать чувство гордости, благодарности и уважения к российской армии, любви к родине;

Задачи:

- развивать двигательные навыки: силу, быстроту, выносливость, координацию;

- воспитание соревновательных качеств, чувства взаимовыручки, поддержки;

- обеспечить высокую двигательную активность детей.

- способствовать психологическому сближению детей, развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи;

Оборудование:   мячи по количеству детей, 2 автомата, канат, платки одного цвета по количеству детей, мешочки с песком,  медальки,  разрезные картинки.

К началу игры  дети вместе с педагогом входят  в физкультурный  зал.

 Раздается звук приближающегося вертолета. Когда этот звук стихает, заходит инструктор ФК.

 

Здравствуйте,  ребята меня зовут Александра Сергеевна. Вы любите играть?

( ответы детей)  Я предлагаю вам поиграть в военизированную игру «Миссия выполнима» -

 Начинаем состязания -

 военные соревнования!

- К военным играм готовы? – Да!

Нам необходимо взять военные банданы и разделиться на две команды!

Детям выдаются банданы 2х цветов. Дети делятся на 2 команды.

(  Воздушно- десантные войска, Спецназ)

 

В каждом отряде должен быть командир,  он самый внимательный,  и зоркий.  Посмотрите  внимательно на свои  банданы ,  у одного из вас есть отличительный знак,  этот знак нам  укажет на командира   отряда.

1.Дидактическая игра «Найди отличия»

Инструктор берет на себя роль главнокомандующего.

Молодцы! Дружная подобралась команда! Разрешите представиться. Я – Командир Удальцова!  Надеюсь, что сегодня моя фамилия будет абсолютно в точку, потому что я вижу: как раз сегодня я буду командовать самыми настоящими удальцами! Ура! 

Командир Удальцов:

Вы готовы приступить к выполнению очень важных боевых заданий? Да? Тогда мы отправляемся на наш первый боевой рубеж! Шагом марш!

Командир вместе с детьми начинает маршировать, двигаясь по площадке, и выкрикивая речевку. Дети вместе с командиром произносят кричалку.

 

Речевка-Шагалка-Кричалка: речевка шагалка 1

 

(ведущий)

Левой, правой, левой! Раз! Два! Три!

Левой, правой, левой! Раз! Два! Три!

(ведущий) Кто тут самый смелый?

(все хором) Это мы!

(ведущий) Кто ловкий и умелый?

(все хором) Это мы!

(ведущий) Кто бойцы и удальцы?

(все хором) Это мы!

(ведущий) Кто большие молодцы?

(все хором) Это мы!

(ведущий) К подвигам готовы как всегда? Скажем-ка все дружно:

(все хором) Да! Да! Да!

Перестраиваемся  врассыпную и готовимся к разминке. « Рота подъем граница Агутин»

 

РАЗМИНКА Музыкально - танцевальная импровизация « Яблочко»

А теперь шагом марш на свои позиции.

 

Командир Удальцов:

Итак, мы прибыли на место прохождения первого задания нашей миссии! Здесь мы проверим каждого из вас на ловкость. Ваша задача – пройти полосу препятствий. Команда, которая сделает это быстрее – получит от меня первую  медаль за выполнение задания.

Командир Удальцов:

Конкурс «1. «Пограничники»  музыка пограничник

Пограничники охраняют нашу границу, и помогают им верные друзья - собаки. У нас еще только щенки, их еще надо учить, и ваша задача, вместе со служебной собакой, преодолеть препятствия и привести в штаб нарушителя границы.  (задание – преодолеть препятствия с маленькой собачкой – игрушкой в руках: допрыгать до первого ориентира - кольца, проползти под гимнастической дугой, допрыгать до второго кольца ориентира, оббежать его и вернуться обратно к команде, передать эстафету - игрушку)

Командир Удальцов:

Что ж, бойцы-молодцы, бойцы-удальцы! Вы отлично справились с первым заданием нашей миссии!

-         Теперь пришло время проверить вашу меткость ! Каждый боец должен метко стрелять, согласны? Кто из вас самый лучший снайпер? (Дети кричат: «Я!», «Нет, я!») Вот мы сейчас и проверим! Шагом марш на стрельбище!

Игра «Самый-самый снайпер»  музыка ВДВ

Группа ВДВ и спецназ берут резиновые мячи. Обе группы встают врассыпную по залу. У каждой группы свое  задание : ВДВ - отбивают мяч о пол двумя руками, (дети должны попасть  в метку расположенную на поле)

Спецназ подкидывают вверх стоя на месте, с хлопком.   После сигнала (свисток) меняются  мячи и задания.

Командир Удальцов следит за правильностью выполнения упражнений. После выдает медаль лучшей команде.

Командир Удальцов: команда ВДВ мяч вверх подняли, на носки все встали,   убираем мячи в корзину. Команда Спецназ мяч за голову положили,  ходьба на пятках, убираем мяч в корзину.

Командир Удальцов : Внимание! Внимание!  Секретное задание.

 

Игра «Доставь донесение в штаб»  музыка  Агутина  «граница»

Командир Удальцов:  - Главная задача разведчика– узнать планы врага, чтобы он не застал нашу армию врасплох, и доставить в военный штаб секретную информацию. Разведчикам почти всегда нужна маскировка, у нас это будет покрывало.

(задание – каждой команде выдается по 1 покрывалу. Все участники команды по очереди ползут под покрывалом до ориентира, затем бегом, возвращаются назад и передают покрывало следующему участнику. После успешного выполнения задания обе команды получают от ведущего секретное письмо) .

Командир Удальцов

В тех конвертах, которые вы получили, находится изображение военной техники, которое вам нужно собрать.

(задание – обе команды собирают разрезную картинку с изображением военной техники)

 - Молодцы! Отлично справились с задачей! А теперь следующее задание:

Вы – отличные стрелки,

ловкий, быстрые и меткие,

И, впрямь, у каждого из вас

Тверда рука и зорок глаз!

Но ждет вас испытание на ловкость и внимание!

 

Танцевальное развлечение «Три зеленых свистка» музыка три свистка

У командира свисток, по сигналам которого дети будут выполнять определенные движения. Ведущий заранее объясняет участникам правила. Один короткий свисток – прыжок на месте; два коротких свистка – поднять руки над головой.

Под ритмичную музыку ведущий начинает подавать соответствующие сигналы, стараясь производить их не слишком часто и, по возможности соразмерно с ритмом звучащей музыки.

Капитана Удальцов: отряды боевые позиции занять.

 

Командир Удальцов:

Кто-то славно посвистал,

Кто-то классно поплясал!

А сейчас начинается битва финальная!

Между двумя командами заключительная баталия!

 

Игра «Финальная Битва» музыка финал

 Всем участникам команды раздаются яркие платки одного цвета. У каждой из команд свой цвет платков. Платки помещаются сзади за поясом. Игроки располагаются на площадке в произвольном порядке. Как только начинает играть музыка – дети должны отобрать у игроков команды противника их платки, и сохранить свои. Как только звучит свисток, и музыка прекращается – все должны замереть без движения. После паузы снова начинает играть музыка, и игра продолжается. Выигрывает та команда, которая отберет больше платков у соперников

Развлечение «Парад Генералов» участвую только мальчики. Музыка парад генералов

Кладем на пол толстую длинную веревку. Каждый участник по очереди проходит по этой веревке, высоко поднимая прямую ногу, маршируя как на параде, стараясь при этом не оступиться. Предварительно  кладут на голову  мешочек с песком изображающий «генеральскую фуражку». Командир, принимающий парад, размещается чуть поодаль от веревки, приблизительно на середине дистанции. Участник, проходя мимо командира, должен повернуть голову в его сторону, и отдать честь, не уронив при этом «фуражки», и не сойдя с веревки. Таким образом, перед командиром должны продефилировать все «генералы»- участники программы.

 

По окончании парада игроки команды, собравшей большее количество вымпелов за победы в отдельных играх и соревнованиях, получают памятные дипломы и небольшие сувениры.

 

 

 


 

 


Приложение 6

Анкета для родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье».

Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию, поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны).

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

     - Воспитание любви к Родине;

     - Воспитание уважения к старшему поколению;

     - Воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;

     - Знание истории своей страны;

2. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?

     - Да.

     - Нет.

3. Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно - патриотических чувств?

      - Да.

      - Нет.

4. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

      - Да.

      - Нет.

      - Затрудняюсь ответить.

5. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема  ознакомления с  родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? ______________________________________________________

________________________________________________________________

 

Спасибо за сотрудничество.

 

 

 

 

 

 


 

 


 

 

 

Приложение 7

Танцы

«Российский флаг»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 мая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подарки от «Ветеранов - Разведчиков»

 

 

 

 

 

 

 

 

23 февраля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              

 

 

Музейная педагогика

 

 

 

                                         

 

 

 

                        

                                 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

День Военной разведки

 

 

 

 

 

                                

Приложение 8

«У ВОЙНЫ НЕДЕТСКОЕ ЛИЦО…»

Во многих войнах пришлось участвовать нашей России, но такой страшной, тяжелой, кровопролитной, как война 1941-1945 гг. – не было. Эта война была особой, речь шла о жизни и смерти всего советского народа. Война – это хаос. Война – это ад. Война – это не место для детей. Однако на любой войне дети не только видят все ее ужасы изнутри, но и принимают в ней непосредственное участие.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.
ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ  ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.

Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Юноши-повстанцы, 5-летки, оставшиеся без дома и родителей, испуганные детские лица, не понимающие, чем они заслужили такой ужас… У войны нет лица, но на фотографиях она оставила отпечаток на самых юных лицах.

 

 

Американские медики и раненая французская девочка Женевьев Мари (Geneviève Marie) в полевом госпитале на ферме Ла Усе (La Houssaye). На фото слева — брат Женевьев Огюст Мари (Auguste Marie).

Дети были ранены в ночь с 5 на 6 июня 1944 года в результате налета американских бомбардировщиков на батарею La Croix aux Bertots. Во время этого налета погибла их мать.

Варшавские дети на немецком танке Pz.Kpfw IV, сожженном повстанцами на Гороховской улице 14 сентября 1944 года в ходе Варшавского восстания.

Юные варшавские повстанцы у могилы бойскаута Збигнева Банаша (Zbigniew Banaś), убитого немецким снайпером во время доставки почты в больницу в районе Powiśle.

 

Раненный польский мальчик и санитарка в госпитале роты «Кошта» (Koszta) на улице Монюшко (Moniuszki), дом 1, в восставшей Варшаве.

Польский мальчик на руинах в Варшаве. Его дом был разрушен в результате немецкой бомбардировки.

Лондонский мальчик на развалинах своего дома, где погибли его родители после попадания немецкой ракеты Фау-2.

 

Лондонская девочка на развалинах своего дома, разрушенного ракетой Фау-2

 

Лондонский мальчик на развалинах своего дома, где погибли его родители после попадания немецкой ракеты Фау-2

 

Английская девочка с куклой на обломках своего дома, разрушенного немецкой бомбардировкой

 

Немецкий солдат угостил хлебом русского мальчика. Где-то в лесах под Волховым во время Волховского котла.

Фото из альбома немецкого фотографа Георга Гундлаха «Волховская битва. Документы ужаса: 1941—1942». Авторское название — «Der kleine Junge begreift noch gar nicht, das er plotzlich ein Stuck Brot erhalten hat, — im Wolchow-Wald 1942» (Малыш еще не понял, что ему вдруг дали кусочек хлеба, волховский лес 1942)

Американский солдат у тела убитого немцами в Ставело (Stavelot) бельгийского мальчика. На заднем плане видны тела других расстрелянных мирных жителей.

Из показаний бельгийского преподавателя литературы Ван-дер-Эссена на Нюрнбергском процессе:

«Что касается первого факта, то есть преступлений, совершенных целыми войсковыми соединениями, то я, чтобы не злоупотреблять вниманием Трибунала, приведу просто очень характерный пример. Это событие, происшедшее в Ставело, где, приблизительно, 140 человек, из которых было 36 женщин и 22 ребенка, старшему из которых 14 лет, а младшему — 4 года, были зверским образом убиты германскими частями, принадлежащими к танковым дивизиям СС.
Это были дивизия „Хоенштауфен" и охранная дивизия СС „Адольф Гитлер"» 

Мальчишки итальянского города Неаполь, один из которых потерял ногу во время боевых действий

 

Встреча освободителей Праги. Советский младший офицер держит на руках чешского мальчика.

Встреча освободителей Праги. Советский генерал-майор держит на руках чешскую девочку

 

В хаосе бомбежек, артиллерийских обстрелов, взрывов бомб и пожарищ, дети со слезинками на глазах жалобно смотрели в лица взрослых в надежде отыскать своих потерянных родителей. Не всем это удавалось, и сироты войны бродили по горящей, обугленной земле, пока не встречали военных дядей,  в вещевых мешках которых находились сухарики и забытые на вкус кусочки сахара. А еще им казалось, что глаза этих дядь -  внимательные и понимающие, как у отца. Бывало, так они и роднились. 

Хоть война не детское дело… Юные погибшие герои, Юными остались вы для нас. Мы – напоминание живое, Что Отчизна не забыла вас. Жизнь иль смерть – и нету середины. Благодарность вечная вам всем. Маленькие стойкие мужчины. Девочки, достойные поэм. Сколько вас, веселых и влюбленных. По родной земле погребено?! Вы сегодня в легком шуме кленов, Тихо постучавшихся в окно

                        Играют дети всей земли в войну,
                       Но разве о войне мечтают дети?
                       Пусть только смех взрывает тишину.

 

 

 

 

Приложение  9

    Консультация для родителей                  

                        Беседа с детьми о празднике День Победы

День Победы — самый великий и серьёзный праздник, как для России, так и для многих других стран мира.

22 июня 1941 года на нашу страну напали полчища врагов — фашистов. Фашисты думали, что они самые главные в мире, а все остальные люди должны им подчиняться. Началась страшная война, которая продолжалась четыре года.

Не только российским солдатам и офицерам, но и всем жителям нашей Родины, взрослым и детям, было очень трудно во время войны. Армия с помощью народа победила врагов и прогнала их из России, а потом и из других стран.

Война, которую назвали Великой Отечественной, закончилась в мае 1945 года. А в июне того же года на Красной площади в Москве состоялся Парад Победы. Воины-победители торжественно прошли по площади и бросили на землю знамёна побеждённых фашистов. Это был Великий день.

Как мы отмечаем День Победы? Утром 9 мая в главных городах России, в Москве и в Санкт-Петербурге, проходят военные парады. Ветераны Великой Отечественной войны надевают ордена и медали, устраивают торжественные шествия по улицам. Люди дарят им букеты цветов. Потом ветераны собираются вместе и вспоминают своих боевых товарищей, то, как они воевали, поют песни военных лет. В День Победы люди возлагают к военным памятникам венки и цветы. А вечером, когда стемнеет, начинается Салют Победы. Взлетают в небо разноцветные огни, рассыпаются на множество сверкающих искр. Люди смотрят на эту красоту и радуются. Пусть никогда больше не будет войны! Пусть всегда будет мир!

Рано утром в майский день

С дедушкой мы встали.

Я прошу: «Скорей надень,

Дедушка, медали!»

Мы шагаем на парад,

Миру, солнцу рады,

И у дедушки блестят

На груди награды.

 Не отдав своей земли

Вражеским солдатам,

Нашу Родину спасли

Прадеды когда-то. 

Сколько лет мне? Только пять,

Но от вас не скрою,

Что хочу достойным стать

Дедушки-героя!

О каком праздничном дне говорится в стихотворении? Назови этот праздник.

На картинках ты видишь ордена и медали, которыми награждали доблестных солдат и офицеров в Великую Отечественную войну 1941— 1945 годов. Посмотри внимательно на эти награды и назови, какие из них есть у дедушки-ветерана.