Организация работы в ДОУ

Консультационный пункт для родителей (законных представителей), обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования

Организация работы детского сада компенсирующего вида для детей с ЗПР.

Приоритетным направлением работы нашего детского сада является осуществление квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с задержкой психического развития (ЗПР). Психолого-педагогическая деятельность учреждения нацелена на достижение федеральных требований к качеству дошкольного образования, преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития у детей, обеспечения равных стартовых возможностей.

Содержание коррекционно-образовательной работы в соответствии с ФГОС включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития:

  • - физическому,
  • - социально-коммуникативному,
  • - познавательному,
  • - речевому,
  • - художественно-эстетическому.
С учетом специфики детского сада, в работу включаются ещё два направления: диагностическое и коррекционно-развивающее. Результаты исследования и мониторинга психического и эмоционально-личностного развития служат основанием для целенаправленной коррекционно-развивающей работы с детьми.

Реализуя приоритетные коррекционно-развивающие задачи, коллектив детского сада решает и традиционные задачи дошкольного образования: развитие детей, дошкольное воспитание и образование через ведущую детскую деятельность - игру. Таким образом, основной целью коррекционно-развивающего обучения и воспитания в детском саду компенсирующего вида для детей с ЗПР является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности ребенка.

Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление:
  • - задержки психического развития,
  • - речевых нарушений и вторичных проявлений,
  • - социально-личностное развитие ребенка,
  • - на формирование определённого круга компетенций, необходимых для успешной социализации и подготовки к обучению в школе (массовом классе или классе компенсирующего обучения) в зависимости от индивидуальных возможностей и способностей.
Основные задачи педагогического коллектива и медицинского персонала:
  • - охрана жизни и здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни;
  • - сохранение и укрепление физического, психического и психологического здоровья детей;
  • - реализация права ребенка с ОВЗ на образование, коррекцию (компенсацию) недостатков развития с учетом индивидуальных особенностей и возможностей;
  • - оказание психолого-педагогической помощи и социальной поддержки семье в воспитании детей, повышение педагогической компетентности родителей;
  • - реализация программного содержания в условиях преемственности работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей.
Педагоги совместно решают ряд специальных задач:
  • - обеспечивают необходимые санитарно-гигиенические условия и специальную развивающую среду, создают атмосферу психологического комфорта;
  • - способствуют гармонизации развития личности ребенка, моторного, интеллектуального, коммуникативного, эстетического развития в зависимости от индивидуальных психических и физических особенностей и возможностей ребенка;
  • - выстраивают индивидуальные коррекционно - образовательные маршруты на основе результатов изучения особенностей развития детей, их потенциальных возможностей и способностей;
  • - реализуют специальные мероприятия по профилактике вторичных нарушений развития;
  • - подготавливают детей к обучению на следующей ступени образования;
  • - целенаправленно изучают особенности развития каждого ребенка с целью выработки рекомендаций по индивидуализации условий школьного обучения в общеобразовательной школе, школе с психологическим или логопедическим сопровождением, классе компенсирующего обучения и др.;
  • - взаимодействуют с семьей по согласованию методов воспитания и обучения, созданию оптимальных условий в семье (игры и игрушки, воспитание, оздоровление и др.), способствующих развитию детей, преодолению недостатков развития;
  • - взаимодействуют со сторонними организациями (медицинскими, образовательными, общественными, социальными, научными и др. учреждениями) для эффективной реализации задач образовательной программы.
Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №46 строится с учетом Федеральных государственных стандартов дошкольного образования, примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, "Программы воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития" Л.Б.Баряевой, устанавливающих нормы и положения реализации Программы и определяющих содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста, а также на данных современных клинических и психолого-педагогических исследований особенностей развития детей с ЗПР.

В основной образовательной программе нашего детского сада максимально учтены основные виды деятельности дошкольников и сохранены традиционные для дошкольного воспитания подходы к организации жизни и деятельности детей. При этом "Программа" соответствует современным нормативным требованиям (СанПиН 2.4.1.2660-13) к распределению нервно-психической нагрузки на детей в течение дня, недели и учебного года.
Организационной спецификой является и то, что задачи коррекционно - развивающей и психолого-педагогической работы решаются на основе комплексного подхода.

Для освоения детьми образовательных областей применяется распределение задач между всеми педагогами, работающими в данной возрастной группе с учетом специфики каждой образовательной области.
Задачи реализуются не только в рамках организованной деятельности (совместной с взрослыми или самостоятельной), но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Так, воспитатели:
  • -обеспечивают условия для развития детской игры;
  • -закрепляют у детей умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры;
  • -обучают детей использовать атрибуты, конструктор, строительный материал;
  • - приобщают детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
  • -формируют у детей патриотические, нравственные чувства;
  • -развивают самостоятельность в организации всех видов деятельности, выполнении правил и норм поведения;
  • -развивают инициативу, организаторские способности, воспитывают умение действовать в команде и др.
Учитель-дефектолог:
  • -корректирует и развивает игру как деятельность,
  • -развивает умение согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры;
  • -развивает представления и воображение,
  • -формирует функцию замещения;
  • -расширяет представления о себе, семье, стране;
  • -формирует представления о профессиях и социальных отношениях в мире людей и др.
Учитель-логопед:
  • -развивает коммуникативную и активную функцию речи для продуктивного партнерского взаимодействия в игре;
  • -формирует и развивает умение вслушиваться в речь взрослого и партнёра по игре;
  • -формирует и развивает диалогическую и монологическую речь;
  • -формирует представление о речевом эталоне.
Педагог-психолог:
  • -развивает умение адекватно использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения) при выстраивании партнерских отношений и игре;
  • -корректирует отклонения поведения.
Таким образом, часть задач почти любой образовательной области реализуются сразу несколькими педагогами, но с выделением специфической направленности функционала педагога.

Для обеспечения эффективности коррекционно-образовательной работы в нашем учреждении применяются специальные мероприятия, обеспечивающие профилактику вторичных нарушений развития. В педагогический процесс включаются здоровьесберегающие технологии, выстраиваются индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты и охранительные режимы на основе заключений психолого-педагогического консилиума.

Координацию и оптимизацию коррекционно-развивающих и воспитательно-образовательных задач в педагогическом процессе обеспечивают творческая группа (ТГ) и психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).
Еще одним условием эффективной работы является активное включение в коррекционо - педагогический процесс семей воспитанников. Педагоги повышают педагогическую компетентность членов семей воспитанников детского сада, обучают методам и приемам взаимодействия с ребенком в условиях семьи. Психолог по запросу семьи оказывает психологическую помощь. Взаимодействие между педагогами детского сада и семьями воспитанников реализуется в рамках социального партнерства и ответственности.

Для достижения максимальной эффективности, при проведении коррекционно-образовательной работы с детьми с ЗПР педагоги учитывают:

  • - типологию и структуру задержки психического развития, причину формирования ЗПР у конкретного ребенка;
  • - информацию о его здоровье;
  • - микросоциальные условия воспитания в семье;
  • - возраст ребенка, в котором начата специализированная медицинская и психолого-педагогическая помощь;
  • - предполагаемую длительность пребывания ребенка в ДОУ компенсирующего вида и др.