Образование

Уровень образования - дошкольное образование.

Форма обучения - очная.

Нормативные сроки обучения - 5 лет.

В 2018-2019 уч. году детский сад посещают 66 детей в полных группах и 18 детей в группах кратковременного пребывания.

Образование осуществляется на русском языке.

Образовательная деятельность ведется по адаптированным основным общеобразовательным программам, составленным с учетом ФГОС.

При реализации адаптированных образовательных программ электронное обучение и использование дистанционных образовательных технологий не предусмотрено:

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "Детство" авторы О.В.Акулова, Т.И.Бабаева и др.

Программа «Детство» 2014 года – это вариативная примерная образовательная программа дошкольного образования (Примерная программа), которая разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года).

Программа Детство 2014, разработанная на основе ФГОС дошкольного образования, ориентирована на: охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребѐнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования. Содержание программы «Детство» человекоориентированно и направлено воспитание гуманного отношения к миру (В.И. Логинова). Оно выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, миром природы, предметным и социальным миром, игровой, гигиенической, бытовой и двигательной культурой. Такое широкое культурно- образовательное содержание становится основой для развития познавательных и творческих способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей на разных ступенях дошкольного детства. Доступное содержание культуры раскрывается дошкольнику в своем объектном, ценностном, и деятельностно-творческом выражении. В каждом разделе программы предусматривается действие общего механизма: происходит увлекательное знакомство детей с характерными для той или иной области культуры объектами, освоение в разнообразной деятельности познавательных, практических, речевых и творческих умений, позволяющих ребенку проявить в меру своих индивидуальных возможностей самостоятельность и творческую активность, создаются условия для эмоционального принятия детьми соответствующих моральных и эстетических ценностей. В результате дошкольник приобретает необходимый личный социокультурный опыт, который становится фундаментом полноценного развития и готовности к школе.



"Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития" под ред. Л.Б. Баряевой.

Рекомендована к использованию в образовательных учреждениях Региональным экспертным советом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга

«Программа» предназначена для коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста (от трех-четырех до семи лет) со специфическими расстройствами развития учебных навыков и общими расстройствами психологического развития.

Содержание педагогической работы с детьми с ЗПР определяется целями и задачами коррекционно-развивающего воздействия, которое организуется в три этапа, соответствующих периодизации дошкольного возраста. Каждый этап, в свою очередь, включает несколько направлений, соответствующих федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и деятельности по квалифицированной коррекции недостатков физического и (или) психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

На первом этапе проводится коррекционно-развивающая работа с детьми младшего дошкольного возраста. Она посвящена, прежде всего, совершенствованию психофизических механизмов развития детей с задержкой психического развития, формированию у них предпосылок полноценного функционирования высших психических функций и речи, а также базовых представлений о себе и об окружающем мире.

Второй этап посвящен работе с детьми среднего дошкольного возраста: восполняются пробелы в физическом и психоречевом развитии детей, формируются и совершенствуются элементарные навыки игровой, физической, изобразительной, познавательной и речевой деятельности.

На третьем этапе начинается целенаправленная работа со старшими дошкольниками с ЗПР. Она предполагает не только совершенствование усвоенных детьми игровых, бытовых и других умений и навыков, но и коррекцию речевых нарушений, профилактику возможных затруднений при овладении чтением, письмом, счетом, развитие коммуникативных навыков в аспекте подготовки к школьному обучению.

Для реализации дифференцированного подхода к процессу воспитания и обучения дошкольников с ЗПР каждый этап обучения (в рамках ряда направлений коррекционно-развивающей работы) делится на три периода.
Периоды коррекционно-развивающей работы на каждом этапе могут варьироваться от одного до трех и более месяцев. Они определяются для каждого ребенка индивидуально.




Дополнительная коррекционная программа

«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под редакцией С.Г. Шевченко.

Методическое пособие «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», разработанное по заказу Министерства образования Российской Федерации, предназначено для работы педагогов-дефектологов в специальных (коррекционных) группах дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного вида. Пособие содержит методические рекомендации по организации коррекционно- развивающего воспитания и подготовки к школе детей с задержкой психического развития (ЗПР), авторские программы подготовки к школе детей с ЗПР (5—6 и 6—7 лет), а также занятия на год (тематическое планирование) с указанием оборудования, дидактических и сюжетно-ролевых игр, используемых приемов. Программы и методические материалы для подготовки к школе детей с ЗПР строятся на основе современных подходов к организации преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями системы непрерывного образования. Программы для дошкольной подготовки детей с ЗПР содержат пропедевтические курсы, способствующие успешному усвоению предметных программ для начальной школы.



«Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» под ред. Л.Б.Баряевой.

Настоящая «Программа» является целостной и комплексной как по содержанию, так и по построению. В ней дано психолого-педагогическое обоснование системы коррекционного воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в дошкольном возрасте с учетом современных достижений науки и практики; определены пути, предложены организационные формы, содержание и основные методы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения в целях максимальной нормализации и восстановления утраченной целостности развития, обеспечения процесса социализации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. «Программой» определены цели и задачи воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Содержание программного материала построено в соответствии с принципом концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а содержание раскрывает сначала главным образом предметную, затем функциональную, смысловую, стороны, затем сферу отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, обеспечиваются тесные межпредметные связи между разделами «Программы». В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, повторность в обучении детей позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения, обеспечивает их применение в связи с участием детей в разных видах деятельности.

«Программа» разработана в целях осуществления коррекционно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста (с 3-4 до 7-8 лет). В соответствии с международной статистической классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) это дети с диагнозом «легкая умственная отсталость (F – 70) и умеренная умственная отсталость (F - 71). Именно эти дети составляют подавляющее большинство воспитанников ДОУ компенсирующего вида для детей с интеллектуальной недостаточностью. Кроме того, содержание «Программы» может быть использовано в процессе воспитания детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза раннего, младшего и среднего дошкольного возраста, многие из которых в этот период по основным параметрам психофизического развития близки к показателям, характерным для легкой умственной отсталости. Зачастую только в процессе довольно длительного обучения можно четко установить, каковы потенциальные возможности развития детей, какую образовательную программу способны они освоить на уровне школьного обучения. В связи с этим нередки случаи изменения и медицинского диагноза ребенка на пороге его выпуска в школу. Таким образом, реализуется одна из важных функций ДОУ – диагностическая. Именно поэтому в названии указывается «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью», т.к. понятие интеллектуальная недостаточность объединяет две категории детей, испытывающих проблемы в интеллектуальной развитии – с умственной отсталостью и с задержкой психического развития.



Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических груп­пах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преем­ственность действий всех специалистов дошкольного обра­зовательного учреждения и родителей дошкольников. Ком­плексность педагогического воздействия направлена на вы­равнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.



Дополнительная образовательная программа

Программа социально-эмоционального развития ребенка "Цветик-семицветик" Н.Ю.Куражевой

Психолого-педагогическая программа «Цветик-семицветик» позволяет создать условия для естественного психологического развития ребенка и эффективно решить поставленные задачи:

Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.

  1. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
  2. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
  3. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
  4. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
  5. Формирование позитивной мотивации к обучению.
  6. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.

Целенаправленное психолого-педагогическое сопровождение с использованием данного практического материала с детьми с ЗПР рассчитано на четыре года 3-4 года (младший возраст),4-5 лет (средний возраст), 5-6 лет (старший возраст) и 6-7 лет (подготовительный к школе возраст), что дает возможность формировать и развивать познавательную и личностную сферы детей с 3 летнего возраста с момента поступления детей в наш детский сад.

Программа предполагает реализацию поставленных задач. Развитие школьно-значимых функций дошкольников.

1.Развитие познавательных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи.

2. Развитие эмоционального интеллекта:

- умение адекватно воспринимать и идентифицировать свои чувства и эмоции и других людей;

- умение справляться со своими эмоциональными проблемами;

- способность к компромиссам.

3. Развитие личностной сферы:

- формирование адекватной самооценки;

- повышение уверенности в себе;

- развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственных поступков и других людей.

4. Развитие волевой сферы:

- произвольности психических процессов;

- саморегуляции и самоконтроля;

- умение планировать свою деятельность;

- умение действовать в соответствии с социальной ролью.

5.Развитие коммуникативных навыков, необходимых для успешного протекания процесса общения.

6.Формирование позитивной мотивации к учению.

7. Развитие моторной готовности:

- мелкой моторики;

- зрительно-моторной координации.

Программа«Ладушки» И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева

Авторский коллектив: И.М. Каплунова, И.А. Новосельцева. Программа представляет собой план работы по музыкальному воспитанию детей 3-7 лет и подразумевает всестороннее музыкальное воспитание и образование без углубления в какой-нибудь раздел.

Предлагаемый материал спланирован так, что позволяет музыкальному руководителю проводить занятия в интересной, увлекательной форме. Принцип построения занятий традиционный, но с введением необычных игровых моментов и вариантов.

Основной задачей для всех возрастных групп является введение в мир музыки с радостью и улыбкой, что не позволит ребёнку чувствовать себя некомпетентным в том или ином виде деятельности Задачи программы: Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений; заложить основы гармоничного развития (музыкальный слух, внимание, чувство ритма и красоты мелодии, движение и индивидуальных музыкальных способностей); приобщить к русской народно-традиционной мировой музыкальной культуре; подготовить к освоению приёмов и навыков в различных видах музыкальной деятельности в соответствии с индивидуальными способностями; развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни) познакомить с многообразием музыкальных форм и жанров в доступной форме.

Программа предусматривает использование на занятиях интересного и яркого наглядного материала: иллюстрации и репродукции, дидактический материал, игровые атрибуты, музыкальные инструменты, аудио и видеоматериалы, «живые игрушки» - дети и воспитатели, одетые в костюмы Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. В результате - эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность. Методические принципы: Создание непринуждённой обстановки, в которой ребёнок чувствует комфорт, не принуждать детей к действиям (играм, пению), а дать возможность захотеть принять участие в занятии Целостный подход в решении педагогических задач: обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры, пляски, музицирование; претворений полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности; приобщение к народной культуре (слушание и пение русских народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов) Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания: в младшем возрасте восприятие музыкального материала идёт на уровне эмоций и только с помощью педагога, то в подготовительной группе дети способны осмыслить и понять тот или иной материал и высказать своё впечатление. Соотношение музыкального материала с календарём - природным, народным, светским и частично историческим Дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события, поэтому эта программа даёт возможность принять в нём посильное участие, проявить свои творческие способности Один из важнейших принципов музыкального воспитания - партнёрство. Группа детей, музыкальный руководитель, воспитатель становятся единым целым – вместе слушать, петь, рассуждать, играть. Принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует ещё более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве. Принцип интеграции всех других образовательных областей (театрализованная ритмопластика, художественное творчество, развитие речи и др.) Результат внедрения данной технологии: учебный процесс становится более интересным, разнообразным и эффективным (у детей расширяется кругозор, происходит обогащение музыкальными впечатлениями, формируется устойчивый интерес к музыкальной деятельности) Обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка: эстетическое (чувство прекрасного, эмоциональная отзывчивость, любовь к народному творчеству). Умственное (развивается память, внимание, кругозор, воображение, речь, мышление), нравственное (формируется дружелюбие, активность и самостоятельность).

Краткое описание рабочих программ

Содержание рабочих программ обеспечивает коррекцию и развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывают определенные направления развития и образования детей в соответствии со следующими образовательными областями:

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие и коррекцию познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).